ОПИСАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОБУЧАЮЩЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ИГРЫ И РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Обложка

ЗАО "НПЦ ИРЭБ" по заказу ГУ МЧС России по г. Москве

Москва – 2008

Контрольно-обучающая электронная игра по курсу «ОБЖ»

Область применения: для учеников общеобразовательных учреж-дений, кадетских училищ и т.п. (7-16 лет).

Описание: в контрольно-обучающей электронной игре реализованы режим обучения (решение кроссвордов) и режим подготовки учебного мате-риала (разработка кроссвордов). В режиме обучения ребенку (обучаемому) предлагается выбрать кроссворд из сформированного списка.

При решении кроссворда предоставляется помощь в виде "подсказок" (при пользовании подсказками снимается некоторое количество баллов). Оценка результата решения кроссворда включает набранное количество бал-лов за отгаданные слова и затраченное на решение кроссворда время.

В режиме подготовки учебного материала предоставляется возможность самостоятельно составить кроссворд с использованием редактора кроссвор-дов, входящего в состав программного продукта и базы данных, состоящей более чем из 900 загадок и 500 терминов ОБЖ, с возможностью изменения и дополнения.

Разработка: Закрытое акционерное общество "Научно-проектный центр исследования риска и экспертизы безопасности" по заказу Главного управления МЧС России по г. Москве.

Минимальные системные требования:

Компьютер в конфигурации IBM PC – совместимый, с параметрами не хуже Pentium-200ММХ, ОЗУ 64 Mb, CD-ROM, SVGA 4 Mb 800x600, звуковая карта, клавиатура, мышь, акустические системы, ОС Windows 98, DirectX 7.0.

Для установки и работы с программой необходимо свободное простран-ство на жестком диске компьютера – 50 Mb.

Установка и удаление контрольно-обучающей электронной игры.
    Установку программы можно произвести следующим образом:
  1. установите оптический диск с дистрибутивом контрольно-обучающей электронной игры в CD-ROM-привод компьютера; Обложка CD
  2. запустите двойным щелчком левой кнопки "мыши" программу установки "Setup.exe" из корневого каталога диска с дистрибутивом программы;
  3. далее следуйте инструкции по установке программы "Setup.exe";
  4. в результате установки будут установлены программы "CrossWord", "Redaktor", "Help" и "Uninstall" (см. "Пуск" – "Программы" – "программа Кроссворд по курсу ОБЖ 2.01"), а в папке "программа Кроссворд по курсу ОБЖ 2.01" (или по выбранному Вами пути) будут установлены соответст-венно – "CrossWord.exe", "Redactor.exe" и "Help.exe";
  5. при отсутствии установленных на Вашем компьютере средств Microsoft® DirectX® версии 7.0. и выше – необходимо установить DirectX 8.1. из папки "DirectX" оптического диска с дистрибутивом контрольно-обучающей элек-тронной игры, запустив двойным щелчком левой кнопки "мыши" программу установки "Dxsetup.exe" и далее, после перезагрузки компьютера продолжить установку контрольно-обучающей электронной игры.

Для удаления контрольно-обучающей электронной игры с Вашего компьютера запустите утилиту "Uninstall" (см. "Пуск" – "Программы" – " программа Кроссворд по курсу ОБЖ 2.01"). После выполнения операции ав-томатического удаления программных средств – удалите папку "программа Кроссворд по курсу ОБЖ 2.01", установленную при инсталляции программы по выбранному Вами пути.

1. Режим обучения (решение кроссворда)

1.1. Начало работы с игрой

При запуске программы "СrossWord.exe" открывается основное меню (Рис. 1.1.), из которого можно перейти к краткому ознакомлению с правила-ми решения кроссвордов (Рис. 1.2.) или к выбору кроссворда из предлагаемо-го списка (Рис. 1.3.).

Щелчок курсора в поле "Выйти" прекращает работу программы.

Основное меню контрольно-обучающей электронной игры

Рис. 1.1. Основное меню контрольно-обучающей электронной игры.

Окно контрольно-обучающей электронной игры с кратким изложением Правил

Рис. 1.2. Окно контрольно-обучающей электронной игры с кратким изложением Правил.

1.2. Выбор кроссворда
Окно выбора кроссворда из списка

Рис. 1.3. Окно выбора кроссворда из списка.

При выборе кроссворда пользователю предоставляется возможность предварительно ознакомиться с конфигурацией (структурой) выбранного кроссворда и оптимальным временем, отводимым на его решение (см. Рис.1.3.).

Выбор кроссворда из списка осуществляется клавишами "Вверх" – "Вниз" на клавиатуре или наведением курсора манипулятора "мышь".

Щелчок левой кнопки манипулятора "мышь" (аналогично клавиша "En-ter" на клавиатуре компьютера) в поле "Загрузить" (см. Рис.1.3.) осуществля-ет переход в режим решения выбранного кроссворда (Рис. 1.4.).

Окно контрольно-обучающей электронной игры с выбранным кроссвордом

Рис. 1.4. Окно контрольно-обучающей электронной игры с выбранным кроссвордом.

1.3. Решение кроссворда
    Выбор слов осуществляется двумя способами (См. Рис.1.5.).
  1. Первый способ – щелчком курсора манипулятора "мышь" в строке (столбце) на поле кроссворда. Выбранное слово выделяется красной рамкой, а в правой части экрана подсвечивается задание для данного слова.
  2. Второй способ – переключая закладки "Горизонталь" – "Вертикаль" в правой части экрана щелчком курсора манипулятора "мышь" выбрать зада-ние, при этом на поле кроссворда красная рамка выделит соответствующее заданию слово в строке (столбце).
Окно решения кроссворда

Рис.1.5. Окно решения кроссворда.

Слова вводятся с клавиатуры в поле указанное курсором. Удаление ошибочных букв осуществляется клавишами "Delete" или "BackSpase" кла-виатуры.

При затруднениях с выбранным заданием, для определения правильного ответа, Вы можете воспользоваться подсказками, при этом используется поле "Помощь".

Переход в режим подсказок (Рис. 1.6.) осуществляется щелчком курсора манипулятора "мышь" в поле "Помощь".

1.4 Пользование подсказками

В ходе решения кроссворда пользователю предоставляется возможность воспользоваться режимом "Помощь" в виде подсказок трех уровней сложно-сти (См. Рис.1.6.).

Окно подсказок открывается щелчком левой кнопки "мыши" в поле "Помощь".

При щелчке по зеленой кнопке "Подсказки первого уровня" в строке по-являются несколько букв принадлежащих данному слову. При этом изменя-ется цвет кнопки (меняется на красный), что указывает об использовании подсказки данного уровня. При этом пользователь теряет один балл из сум-мы в 5 баллов за правильно отгаданное слово (из общего количества набран-ных баллов).

Окно подсказок

Рис.1.6 Окно подсказок.

При щелчке по зеленой кнопке "Подсказки второго уровня" в строке по-являются все буквы, принадлежащие данному слову, но выводимые в слу-чайном порядке. Пользователь должен составить нужное слово из этих букв, при этом он теряет два балла.

При щелчке по зеленой кнопке "Подсказки третьего уровня" в строке открывается все слово. За использование подсказки третьего уровня баллы не начисляются.

В любой момент контрольно-обучающей электронной игры пользова-тель может перейти в режим "Помощи" или перейти к списку кроссвордов, сделав щелчок курсора в соответствующем поле.

1.5 Результаты контрольно-обучающей электронной игры

После введенного последнего слова играющему предъявляются резуль-таты контрольно-обучающей электронной игры (См. Рис.1.7.).

Окно результатов

Рис.1.7. Окно результатов.

Щелкнув курсором "мыши" в поле "Подробно" можно просмотреть пол-ный анализ результатов контрольно-обучающей электронной игры (Рис.1.8.).

Повторить игру или выбрать из списка новый кроссворд, можно щелк-нув левой кнопкой "мыши" в поле "Еще раз".

Щелчок в поле "Выйти" прекращает работу программы.

Окно подробных результатов игры

Рис.1.8. Окно подробных результатов игры.

2. Редактор кроссвордов

2.1 Создание кроссворда

Для разработки нового или изменения (редактирования) уже имеющего-ся кроссворда, войдите в программу Редактор кроссвордов – "Redaktor.exe" (Рис. 2.1.).

Окно редактора кроссвордов

Рис. 2.1. Окно редактора кроссвордов.

Из списка кроссвордов, используя курсор "мыши", выберете имя кросс-ворда, который необходимо изменить или нажмите кнопку "Новый", если Вы создаете новый кроссворд (см. Рис. 2.2.).

Окно создания кроссворда

Рис. 2.2. Окно создания кроссворда.

Щелчок левой кнопки "мыши" в поле слева выделенного названия кроссворда обеспечивает режим "подключения" – "отключения" (появляется – исчезает "галочка") соответствующего кроссворда в программе "Cross-Word.exe" (режим обучения).

Нажав кнопку "База слов" Вы перейдете в режим работы с базой заданий для формирования новых кроссвордов.

Нажав кнопку "Описание работы" Вы можете ознакомиться с полным описанием работы с контрольно-обучающей игрой и ее редактором.

Нажав кнопку "Название" Вы перейдете в режим (см. Рис. 2.3.), где име-ется возможность изменения атрибутов кроссворда – его названия, времени, отводимого на его разгадывание и фона-подложки.

Нажав кнопку "Кроссворд" Вы перейдете в режим редактирования кроссворда (см. Рис. 2.4.).

Щелчок в поле "Удалить" удаляет сформированный кроссворд из базы кроссвордов.

Щелчок в поле "Выход" прекращает работу программы.

Далее, если Вы создаете новый кроссворд в появившемся окне (см. Рис. 2.2.) следует ввести название (имя) кроссворда, оптимальное время, отводи-мое на его решение и если это необходимо рисунок фона - подложку (по умолчанию фон поля сформированного кроссворда – черный – соответствует значению "нет").

Нажмите кнопку "Создать" – откроется рабочее окно для создания и за-полнения нового кроссворда.

2.2 Редактирование атрибутов кроссворда

Нажав кнопку "Название" (см. Рис. 2.1.) Вы переходите в режим, где имеется возможность изменения атрибутов кроссворда – его "названия", вре-мени, отводимого на его разгадывание и фона-подложки.

Окно редактирования кроссворда

Рис. 2.3. Окно редактирования кроссворда

Все изменения в названии кроссворда вводятся с клавиатуры компьюте-ра или с использованием курсора манипулятора "мышь" (время, подложка).

Нажав кнопку "Принять" (см. Рис. 2.2.) Вы внесете новые данные (изме-нения) в кроссворд.

Кнопка "Назад" возвращает Вас в редактор кроссвордов (см. Рис. 2.1.).

Нажав кнопку "Кроссворд" Вы можете внести изменения в данный кроссворд (см. Рис. 2.4.).

2.3 Заполнение поля кроссворда

Рабочее поле (Рис. 2.4.) предназначено для размещения слов, состав-ляющих строки и столбцы будущего кроссворда. Для удобства размещения слов и построения конфигурации кроссворда предусмотрен режим сетки, который включается нажатием клавиши в правом нижнем углу.

Рабочее окно редактора кроссвордов

Рис. 2.4. Рабочее окно редактора кроссвордов.

Ввод нового слова

Чтобы выбрать поле с необходимым количеством букв для будущего слова нажмите левую кнопку "мыши" и, не отпуская ее, выделите необходи-мое количество клеток в рабочем поле (см. Рис. 2.4.).

При этом – в поле "База" автоматически будут представлены все слова, имеющие соответствующее количество букв. Осуществляя переход по дан-ному списку слов (используя курсор "мыши" или клавиши "Вверх" – "Вниз" клавиатуры) Вы можете выбрать для формирования кроссворда необходимое по тематике слово. В поле "Задание" при этом будет выводиться соответст-вующее понятие (задание кроссворда) для данного слова.

Запись (введение) выбранного слова в поле кроссворда производится двойным щелчком левой клавиши манипулятора "мышь". Для размещения слов в строке или столбце кроссворда можно использо-вать клавишу "По горизонтали – По вертикали".

Выделение и перетаскивание слов

Для выделения слова необходимо навести на него курсор "мыши" и щелкнуть левой кнопкой. Выделенное слово можно перемещать по рабочему полю кроссворда, нажав и удерживая при этом левую кнопку "мыши".

Удаление слов Дополнительные возможности базы

Если выделенное (вводимое) слово пересекает несколько уже введенных слов (по горизонтали или вертикали) и при этом в полях "База" и "Задания" отсутствуют слова, то нажатием кнопки "Дополнительно", в базе будут по-добраны все слова, имеющие на пересечении с уже введенными в кроссворд словами одинаковые буквы, но с разным количеством букв (длиной слова).

Осуществляя переход по данному списку слов (используя курсор "мы-ши" или клавиши "Вверх" – "Вниз" клавиатуры) Вы можете выбрать для формирования кроссворда необходимое по тематике слово большей или меньшей длины. В поле "Задание" при этом будет выводиться соответст-вующее понятие (задание кроссворда) для данного слова.

При двойном нажатии левой кнопки "мыши", слова автоматически вставляются в нужное место, если позволяют границы поля кроссворда.

Сохранение кроссворда

Для сохранения созданного кроссворда следует нажать клавишу "Со-хранить". При правильном размещении слов и отсутствии пустых ячеек в слове (либо слова с пропущенными буквами) кроссворд будет сохранен под заданным именем.

При наличии ошибок в рабочем поле кроссворда выделится неверно за-писанные буквы или слова красным цветом.

Редактирование слов. Работа с базой

Внимание! Выделенное слово в рабочем поле кроссворда можно редак-тировать или заменить, вводя значения букв слова с клавиатуры компьютера (см. Рис. 2.4.) – при этом в поле "Задание" можно также отредактировать или ввести новое значение для данного слова. В данном случае в базу слов и со-ответствующих им заданий не будут внесены никакие изменения.

Для введения "новых" слов и соответствующих им заданий используйте только редактор базы слов (см. п. 2.4 "Работа с базой").

Оценка игры. Подсчет результатов Оценочная градация выводиться в виде словесного сообщения (см. Рис. 1.7. и Рис. 1.8.).

Сообщения выводятся в зависимости от отношения набранных баллов за разгаданный кроссворд и возможных. Рекомендуемое количество слов - не менее 10.

2.4 Работа с базой

Для редактирования базы слов нужно нажать кнопку "База слов" (см. Рис. 2.1.), после чего в появившемся окне отобразятся все слова базы (Рис. 2.5.).

Здесь Вы можете добавить, изменить или удалить слова. Изменение сло-ва производиться, после его редактирования и выбора другого слова. После добавления слов нажав кнопку "Сортировать" в левом окне редактора базы будет выведен упорядоченный по алфавиту перечень слов, введенных в базу.

Рабочее окно редактора базы слов кроссвордов

Рис. 2.5. Рабочее окно редактора базы слов кроссвордов.

Внимание!

Выделенное слово в рабочем поле кроссворда можно редактировать или заменить, вводя значения букв слова с клавиатуры компьютера (см. Рис. 2.4.) – при этом в поле "Задание" можно также отредактировать или ввести новое значение для данного слова. В данном случае в базу слов и соответствующих им заданий не будут внесены никакие изменения.

Для введения "новых" слов и соответствующих им заданий используйте только редактор базы слов.

Разработка: ЗАО “Научно-проектный центр исследования риска и экспертизы безопасности” (ЗАО “НПЦ ИРЭБ”)

Тел./факс: (495) 449-36-75, 442-61-28, www.ireb.ru, e-mail: irab_m@mail.ru. по заказу Главного управления МЧС России по г. Москве 2008 г.