КОНТРОЛЬНО-ОБУЧАЮЩАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «ОГОНЬ НАС НЕ ТРОНЬ!»

Обложка 2008
Разработчики:

Совместная разработка Закрытого акционерного общества «Научно-проектный центр исследования риска и экспертизы безопасности» (ЗАО «НПЦ ИРЭБ») и Общества с ограниченной ответственностью «Инновационные Технологии Безопасности» (ООО «ИнТеБ»)

по заказу Главного управления МЧС России по г. Москве.

1. ВВЕДЕНИЕ

Электронная игра предназначена для использования в целях обучения детей дошкольного и школьного возраста правилам пожарной безопасности.

Для успешного использования игры пользователь должен иметь навыки работы в операционной системой Windows (на уровне пользователя).

    Для успешной работы программы требуется наличие следующей конфигурации программных средств:
  1. В качестве операционной системы для рабочих станций используется Microsoft Windows 98/Ме/2000/ХР.
  2. Мультимедийная библиотека DirectX 7.0/8.0/9.0.
  3. Для хранения и обработки данных используется СУБД Borland Database Engine.

В случае зависания компьютера, следует произвести перезагрузку.

Минимальные системные требования

Компьютер в конфигурации IBM PC – совместимый, с параметрами не хуже Pentium-200ММХ, ОЗУ 64 Mb, CD-ROM, SVGA 4 Mb 800x600, звуковая карта, клавиатура, мышь, акустические системы, ОС Windows 98, DirectX 7.0.

Для установки и работы с программой необходимо свободное пространство на жестком диске компьютера – 50 Mb.

2. УСТАНОВКА И УДАЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОБУЧАЮЩЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ИГРЫ
    Для правильной установки программы на Ваш компьютер необходимо сделать следующее:
  1. Установите оптический диск с дистрибутивом контрольно-обучающей электронной игры в CD-ROM-привод компьютера. Обложка CD
  2. Запустите двойным щелчком левой кнопки "мыши" программу установки "Setup.exe" из корневого каталога диска с дистрибутивом программы.
  3. Далее следуйте инструкции по установке программы "Setup.exe".
  4. В результате установки будут установлены программы "fire" (запуск игры), "gamerbase" (программа загрузки данных на игроков) и "uninstall" (см. "Пуск" – "Программы" – "Огонь нас не тронь"), а в папке "Огонь нас не тронь" (или по выбранному Вами пути) будут установлены соответственно – "fire.exe" и "gamerbase.exe".
  5. При отсутствии установленных на Вашем компьютере средств Microsoft® DirectX® версии 7.0. и выше – необходимо установить DirectX 8.1. из папки "DirectX" оптического диска с дистрибутивом контрольно-обучающей электронной игры, запустив двойным щелчком левой кнопки "мыши" программу установки "Dxsetup.exe" и далее, после перезагрузки компьютера, продолжить установку контрольно-обучающей электронной игры.
  6. При отсутствии установленных на Вашем компьютере средств работы с базами данных компании Борланд – Borland Database Engine (BDE) – необходимо установить эти компоненты из папки "BDE" оптического диска с дистрибутивом контрольно-обучающей электронной игры, запустив двойным щелчком левой кнопки "мыши" программу установки "setup.exe" и, после установки библиотек BDE, продолжить установку контрольно-обучающей электронной игры.

Для удаления контрольно-обучающей электронной игры с Вашего компьютера запустите утилиту "uninstall" (см. "Пуск" – "Программы" – "Огонь нас не тронь"). После выполнения операции автоматического удаления программных средств будет удалена папка "Огонь нас не тронь" и ярлык на рабочем столе "Fire", установленные при инсталляции программы по выбранному Вами пути.

3. ОПИСАНИЕ РАЗДЕЛА "База игроков" (модуль "gamerbase")

Чтобы произвести предварительную настройку программы «Огонь нас не тронь», нужно запустить модуль gamerbase.exe из каталога, в котором размещена программа. При этом на экране появится окно настройки базы игроков (Рисунок 1). В левой части данного окна находится список всех пользователей, внесенных на данный момент в базу, в правой части – варианты возможных операций с пользователями.



Окно настройки базы игроков

Рисунок 1. Окно настройки базы игроков

Выбор пользователя производится нажатием кнопки мыши на имени пользователя, установка отметки о выборе производится двойным нажатием кнопки мыши на имени пользователя либо нажатием клавиши пробел.

При двукратном нажатии сочетания клавиш Ctrl+F можно производить поиск по фамилии и имени пользователя, указав в низпадающем списке Find in "Фамилия и имя", и вписав в поле Find what искомую фамилию.

По нажатию кнопки «Выход» производится закрытие модуля «gamerbase».

4. РАБОТА С КОНТОЛЬНО-ОБУЧАЮЩЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ИГРОЙ

Для работы с контрольно-обучающей электронной игрой нужно запустить модуль fire.exe из каталога, в котором размещено программное обеспечение системы . При этом на экране появляется сначала изображение пожарного автомобиля с прогрессом загрузки программы, а затем, по окончанию загрузки, основное окно игры (Рисунок 4).


Основное окно программы

Рисунок 4. Основное окно программы

Слева представленны основные режимы игры – обучение, тестирование и игра. При нажатии в правом верхнем углу желтого треугольника, пользователь попадает в раздел "Памятка", где содержатся основные рекомендации и правила поведения при пожаре. Эти сведения можно распечатать и повесить на видном месте, для улучшения запоминания.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

4.1. Настройка электронной игры

При нажатии в левой нижней части основного окна программы надписи "Настройка" производится запуск окна "Настройка программы" (Рисунок 5)


Окно настройки игры

Рисунок 5. Окно настройки игры

    В данном окне пользователю предлагается выбрать:
  1. Имя пользователя для первого и второго игрока. Выбор осуществляется из перечня игроков, сформированном при предварительной настройке программой «gamebase.exe» (подробно см. «Руководство администратора»).
  2. Изображений первого и второго игрока из пяти предлагаемых
    Изображений первого и второго игрока из пяти предлагаемых
  3. Максимального количества ошибок, допустимых при игре
  4. Включен либо выключен звук в программе
  5. Включены или выключены картинки в игре – т.е. будут ли видны каринки при прохождении по игровому полю.

При нажатии кнопки "Ок" производится закрытия окна настроек. В случае повторного запуска окна настроек программы необходимо повторить выбор всех необходимых установок.

4.2. Обучение

При нажатии в левой верхней части основного окна программы изображения с надписью "Обучение", открывается окно "Обучение", в котором пользователю предлагается выбор двух вариантов ознакомления: "По книгам" и "По картинкам". При выборе первого варианта происходит запуск приложения, содержащего расширенную информацию по вопросам пожарной безопасности (Рисунок 6).


Окно обучения

Рисунок 6. Окно обучения "По книгам"

При выборе второго варианта пользователь переходит в окно обучения "По картинкам" (Рисунок 7).


Окно обучения

Рисунок 7. Окно обучения "По картинкам"

В этом окне в левой части проиллюстрированны возможные варианты возникновения пожара и основные модели поведения в экстремальной ситуации. В правой части окна расположены четкие правила и рекомендаци, соответствующие ситуации слева. Смена изображений к последующему или предыдущему осуществляется нажатием стрелок в нижней части окна. Всего в электронной игре представлены 58 изображений. После достижения последнего информационного изображения, автоматически производится выход в окно "Обучение". Прервать обучение "По картинкам", не просматривая все изображения, можно нажав клавишу "Esc".

4.3. Тестирование

При нажатии в левой верхней части основного окна электронной игры изображения с надписью "Тестирование", пользователю предлагается пройти тест, который состоит из 108 вопросов. Протестировать свои знания можно тремя способами: ответив на 10, 20 или 30 вопросов, выбранных из базы случайным образом. При этом тест запрограммирован таким образом, что вопросы, выпавшие одному пользователю, не повторяются. При выборе одного из вариантов производится запуск окна тестирования (Рисунок 8).


Окно тестирования

Рисунок 8. Окно тестирования

В данном окне пользователю предлагается ответить на 10, 20 или 30 вопросов, в зависимости от выбора в окне "Тестирование". В верхней части окна расположены номер вопроса и секундомер. Чтобы ответить на вопрос, необходимо нажать мышкой на правильный (по мнению пользователя) ответ, выбрав из предложенных вариантов. А затем подтвердить свой выбор, нажав кнопку "Выбор сделан". После ответа на все вопросы в тесте, появляется окно результатов тестирования.( Рисунок 8.1.).


Окно результатов

Рисунок 8.1. Окно результатов

В верхней части окна расположен "Результат" тестирования – оценка знаний пользователя, в зависимости от количества правильных ответов. Имя тестируемого пользователя – это имя игрока 1, выбранного в окне настроек программы. В окне представлены: количество вопросов, количество правильных ответов (в т.ч. и в процентном соотношении), а также время, затраченное на прохождение теста.

При нажатии кнопки "Еще раз" тестирование прводится повторно. В этом случае можно улучшить результаты прохождения тестирования, особенно побывав предварительно в окне "Обучение".

При нажатии кнопки "Подробно" открывается приложение "Блокнот" с документом, отражающим пройденное тестирование. В нем кроме основных результатов представлены также вопросы, заданные в тесте, ответы, данные пользователем и правильные ответы, если игрок ошибся, что позволяет корректировать знания более наглядно. Пользователь может распечатать данный документ, нажав кнопки "Файл-Печать".

При нажатии кнопки "Выход" производится закрытие окна тестирования и занесение изменений в статистику пользователя, производившего тестирование, ести в настройках программы было выбрано имя пользователя из базы игроков.

Кроме того, пользователь может досрочно прервать тестирование нажав клавишу "Esc". При этом тест прерывается и сразу отображается окно результатов.

4.4. Игра

При нажатии в левой верхней части основного окна программы изображения с надписью "Игра", пользователю предлагается выбор двух вариантов прождения игры: игра одному или игра вдвоем (Рисунок 9).


Окно выбора игры

Рисунок 9. Окно выбора игры

При выборе варианта игры "Один" производится запуск окна игры (Рисунок 10).


Окно игры

Рисунок 10. Окно игры "Один"

В этом окне расположено игровое поле, состоящее из 58 ячеек. По сценарию главный персонаж, который проиллюстрирован на всех информационных карточках (см. раздел обучение "По картинкам"), попадает в ситуации, связанные с пожарами и причинами их возникновения. Если персонаж ошибается или вообще отходит от рекомендаций по правилам поведения при пожаре, то ему назначается штраф – пропуск хода или даже отступление на несолько ходов назад. При некоторых верных решениях персонажа допускается поощрение – несколько ходов вперед. Весь сценарий отражен в самой игре – пользователь может перемещаться по игровому полю, в зависимости от решений главного персоанаж.

В левом нижнем углу окна игры находятся данные игрока: ФИО и изображение, которые были выбраны в окне "Настройки". А также секундомер и цветовой "индикатор жизни" игрока – количество ошибок, допускаемое пользователем, число которых не может превышать указанного в окне "Настройки".

Игра заключается в том, чтобы путем "бросания" кубика (нажатия на него мышкой) осуществлять ходы по игровому полю, при этом для выполнения хода необходимо ответить на предлагаемый вопрос (также, как и в окне тестирования). Если в "Настройках" пользователь выбрал: картинки в игре "включены", то при правильном ответе все ходы, через которые проходит игрок, будут отображаться информационными картинками.

Игра считается пройденной, когда игрок достигает ячейки 58. При этом, если игра окончена с хорошим результатом, пользователь может быть занесен в таблицу рекордов (Рисунок 11). Данную таблицу можно также просмотреть, нажав кнопку "Результаты" основного окна программы. Также данные по игре будут выведены в финальном окне (Рисунок 12), даже если же игрок не попал в пятерку лучших.


Таблица рекордов

Рисунок 11. Таблица рекордов


Результаты игры

Рисунок 12. Результаты игры "Один"

    Игра заканчивается в случаях, если:
  1. Игрок достиг ячейки с номером 58
  2. Игрок превысил количество допустимых ошибок
  3. Нажата клавиша "Esc"

При выборе варианта игры "Вдвоем" производится запуск окна игры (Рисунок 13).


Окно игры

Рисунок 13. Окно игры "Вдвоем"

Игра "Вдвоем" проходит в режиме, аналогичном варианту "Один". Игроки по очереди "бросают" кубик и отвечают на вопросы. В режиме "Вдвоем" игра не будет закончена, если не выполнено одно из условий окончания игры для каждого из играющих. По окончанию игры, данные по каждому из играющих заносятся в статистику, если в настройках программы были выбраны имена пользователей из базы игроков.

5. ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ

Завершение работы с программой рекомендуется кнопкой "Выход", находящейся в левой нижней части основного окна программы.